Выдающийся театральный деятель, актер и режиссер, основатель и первый руководитель Театра кукол.
Народный артист СССР (1954 год), Герой Cоциалистического Труда (1971 год), профессор Государственного института театрального искусства
им. А.В. Луначарского (1973 год), Президент Международного союза кукольников - UNIMA (с 1976 года), Президент советского центра этой организации (с 1958 года), лауреат Государственной премии СССР (1946 год).
Родился 5 июля 1901 года в Москве. В 1918 году С.В. Образцов становится студентом Высших художественно-театральных мастерских ("Вхутемас"), через несколько лет поступает в Музыкальную Студию Московского Художественного театра,
и с 1922 года, он, актер МХАТа-2 , постигает тайны актерской профессии и режиссуры.
С середины 30-х годов приобретает известность как артист эстрады, создатель пародийного жанра "романсов с куклами".
В 1931 году С.В. Образцов создал уникальный театр кукол и более шестидесяти лет был его бессменным руководителем. Он много сделал для разработки теории и методики театра кукол, определения его жанровых особенностей, изобретения новых систем кукол, вырастил и воспитал несколько поколений блистательных актеров, режиссеров, сценографов, художников и драматургов театра кукол, которые и сегодня работают в сотнях театров нашей страны, в десятках стран мира.
Актер-кукловод в спектаклях, поставленных С.В. Образцовым, является отнюдь не подсобной фигурой, приводящей в движение куклу, а творцом сценического образа. Применяя действенный анализ, метод физических действий, Образцов - режиссер убеждает в том, что сложный процесс создания актером художественного образа имеет в театре кукол те же законы, что и в театре драматическом.
Режиссерское искусство Образцова отличает глубина анализа, поиски новых решений в конструкции щирмы и декораций, "анатомии" кукол.
Система режиссерской, актерской работы, изложенная С.В. Образцовым в его книгах "Актер с куклой" (1938 год), "Моя профессия" (1950 год) - уникальный документ эпохи. Свое богатейшее литературно-теоретическое наследие он завещал нам также в кигах: "Эстафета искусств", "По ступенькам памяти", "Моя кунсткамера", "О том, что я увидел, узнал и понял во время двух поездок в Лондон" (1956 год), "Театр китайского народа" и др.
Все эти книги хранятся в библиотеке театра.
С.В. Образцов - создатель жанра документального киномонолога, автор фильмов "Кинокамера обвиняет", "Удивительное рядом", "Невероятная правда", "Кому он нужен, этот Васька". Оригиналы фильмов хранятся в Музее театра.
Образцов был убежден в том, что искусство - самый великий дипломат, способный сблизить интересы разных народов, разделенных тысячами километров. Он доказал это всей своей жизнью, являясь выдающимся общественным деятелем, видным ученым - членом-корреспондентом Берлинской Академии искусств (1955 год).
Творческий путь Образцова - режиссера отмечен спектаклями, навсегда вошедшими в золотой фонд отечественного и мирового театрального искусства. Среди них: "По щучьему велению" (1936 год), "Кот в сапогах" (1937 год), "Волшебная лампа Аладдина" (1940 год), "Король-Олень" (1943 год), "Веселые медвежата" (1945 год), "Необыкновенный концерт" (1946 год), "Божественная комедия" (1961 год), "Дон Жуан" (1975 год) и многие другие.
Получившие зрительскую любовь и признание специалистов,
они до настоящего времени не сходят с афиши театра.
Сергей Владимирович Образцов принадлежал к тем гениям, которые пытались очеловечить этот поистине "железный двадцатый век".
Его друзьями, знакомыми были Гордон Крэг, Соломон Михоэлс, Чарли Чаплин, Джим Хенсон, Жерар Филип, Жан-Поль Сартр, учителями - Станиславский и Немирович-Данченко.
"Это человек феноменального вкуса, изумительных творческих сил, и, главное, единственный. Во всем мире нет другого Образцова.
Он сам изобрел свою профессию, сам создал целую отрасль искусства, и его куклы, по-моему, талантливее многих живых артистов".
Так возвышенно об Образцове говорил другой Великий Сказочник - Корней Иванович Чуковский.